«Последний византиец»: К.Н. Леонтьев о византийских корнях Российской Империи
pdf

Ключевые слова

Византия
византийство
Запад
Россия
западничество
славянофильство
империя
прогресс
консерватизм
культура
религия
христианство

Как цитировать

Podvoisky, L. (2021). «Последний византиец»: К.Н. Леонтьев о византийских корнях Российской Империи. Вопросы элитологии, 2(3). https://doi.org/10.46539/elit.v2i3.72

Аннотация

2021 год – юбилейный для выдающегося русского философа, писателя, публициста, литературного критика Константина Николаевича Леонтьева. Юбилейный и по рождению – 190 лет, и по смерти – 130 лет. Личность незаурядная, противоречивая и по характеру, и по жизненному пути, и по научному и литературному творчеству. По образованию он был врачом, по призванию дипломатом, по складу мысли религиозным консерватором и эстетом, а незадолго перед смертью принял монашеский постриг. Эти особенности его личности и нашли отражение в данной статье.
К.Н. Леонтьев не оставил строго систематизированных философско-политических работ. В то же время у него представлена концепция историко-культурного процесса, в фокусе которой он и рассматривал будущее России.
Центральное понятие историософской концепции К.Н. Леонтьева – понятие «византизма». Он первым применил этот термин и ввел его в систему философских понятий. Теоретическое обоснование византистских идей и возможность их дальнейшего развития в новых исторических условиях дано им в работе «Византизм и славянство». К.Н. Леонтьев был талантливым последователем Н.Я. Данилевского, автора знаменитого труда «Россия и Европа». К. Леонтьев развил и обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур, выдвинутую в этом труде.
По К.Н. Леонтьеву, Россия, приняв православие, приобщилась к византийской культуре. Византийская культура столкнулась на Руси с культурой, которая находилась ещё в зачаточном состоянии. Византизм и создал Россию, сделал вывод К.Н. Леонтьев. Византийская идея царизма, то есть ничем не ограниченной самодержавной власти на русской почве выразилась в идее русской родовой монархии как организующем начале народной жизни. Иначе говоря, К.Н. Леонтьев видит в этом корни российской империи. Но значение византизма не только в становлении сильной государственности, но и в формировании культуры России.

https://doi.org/10.46539/elit.v2i3.72
pdf

Литература

Berdyaev, N. (1991). On Russian Philosophy (A. I. N. B. V. Emelyanova, Eds.). Sverdlovsk: Urals University Press (In Russian).

Bulgakov, S. N. (2006). From Marxism to Idealism. Articles and reviews. 1895-1903 (V. V. Sapova, Eds.). Moscow: Astril (In Russian).

Dobrokhotov, A. L. (1993). Russian Philosophers (Late 19th—Mid 20th Century): Anthology (A. L. Dobrokhotov, L. G. Filonova, S. B. Nevolin, Eds.). Moscow: Izd vo Kn. chambers (In Russian).

Frank, S. L. (1990). The Collapse of Idols. In Frank S.L. Works (p. 607). Moscow: Pravda Publishing House (In Russian).

Frank, S. L. (1992). Russian Worldview. In Spiritual Foundations of Society (p. 511). Moscow: Respublika (In Russian).

Karabushchenko, P. L. (2016). Elites and Crisis: Geopolitics of Danger and Culture of Political Security. In I. N. V. Bobyleva (Ed.), Materials of the International Scientific and Practical Conference within the Scientific and Educational Forum (pp. 145–155). Moscow: Pero Publishing House (In Russian).

Korolkov, A. A. (1991). The Prophecies of Konstantin Leontiev. St. Petersburg: St. Petersburg University Publishers (In Russian).

Leontief, K. N. (2010). Slavophilism and the Coming Fate of Russia (A. V. Belova, O. A. Platonov, Eds.). Moscow: Institute of Russian Civilization (In Russian).

Levitsky, S. A. (1996). Essays on the History of Russian Philosophy. Moscow: Kanon (In Russian).

Lossky, N. O. (1994). God and the World Evil (A. P. Polyakov, A. A. Yakovlev, P. V. Alekseev, Eds.). Moscow: Respublika (In Russian).

Moschelkov, E. N. (2000). Political Thought in Russia: A Dictionary of Personalities (XI c. - 1917 (E. N. Moshchelkov, Eds.). Moscow: Book House “University. (In Russian)”

Ovsyannikov, M. F. (1987). History of Aesthetic Thought (Vol. 6; M. F. Ovsyannikov, Eds.). Moscow: Art (In Russian).

Rozhkov, V. P. (1988). The West and Russia. Philosophical Foundations of the Civilization Constant of Public Consciousness (V. B. Ustyantseva & Ed), Eds.). Saratov: Publishing house of Saratov State University (In Russian).

Soloviev, V. S. (1896). Leontiev, Konstantin Nikolaevich. In The Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron in 86 vols (Vol. 82). St. Petersburg (In Russian).

Soloviev, V. S. (1990). Poems. Aesthetics. Literary criticism. Moscow: Kniga (In Russian).

Soloviev, V. S. (1991). Byzantism and Russia. In N. I. Tsimbaev (Ed.), The Meaning of Love: Selected Works (p. 525). Moscow: Sovremennik(In Russian).

Stolovich, L. N. (2005). History of Russian Philosophy. Essays. Moscow: Respublika(In russian).

Trubetskoy, E. N. (1994). The Meaning of Life (P. P. Apryshko, A. P. Polyakova, & Eds), Eds.). Moscow: Respublika(In Russian).

Volkogonova, O. D. (2013). Konstantin Leontiev. Moscow: Molodaya Gvardiya Publishing House(In Russian).

Yakovenko, B. V. (2003). History of Russian Philosophy (Y. N. Solodukhina, Eds.). Moscow: Respublika(In Russian).

Zenkovsky, V. V. (1999). History of Russian Philosophy (Vol. 2). Rostov-on-Don: Phoenix (In Russian).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.