Образ Николая Угодника в контексте феномена элитарности: агиографический и фольклорный дискурсы
pdf

Ключевые слова

святой Николай
элитарность
идеал
сакральность
культ
агиография
каноническая традиция
славянская мифология
язычество
фольклор

Как цитировать

Zavyalova, E. (2020). Образ Николая Угодника в контексте феномена элитарности: агиографический и фольклорный дискурсы. Вопросы элитологии, 1(2), 74-96. https://doi.org/10.46539/elit.v1i2.18

Аннотация

Статья посвящена анализу элитных качеств личности, представленных в образе святого Николая Мирликийского. Перечисляются устойчивые канонические элементы композиции преподобнического жития, содержащиеся в сочинении Симеона Метафраста. Называются обстоятельства, оказавшие воздействие на развитие древнерусского культа святого. Выявляются изменения, которые внёс в трактовку образа архиепископа Димитрий Ростовский. Отмечаются исключительное место Николы в сознании восточных славян и трансформация канонической традиции, обоснованные спецификой дохристианских представлений. Выделяются типичные фольклорные нарративы о Чудотворце: об избавлении от смерти, исцелении, нахождении пропавших людей, счастливом замужестве, возвращении пропажи,оправдании невинно осуждённого, избавлению от пагубных пристрастий и т.п. Подчёркивается актуальная для жителей прибрежных районов связь Николая с водной стихией. Указывается, что «народный святой» до сих пор выступает в качестве персонажа легенд, быличек, заговоров, анекдотов, его имя фигурирует в текстах, размещаемых пользователями в соцсетях, блогах, агентах мгновенных сообщений. Обращается внимание на усиливающееся воздействие западноевропейской традиции, ведущей к ассимиляции обычаев. Приводятся примеры интернет-поздравлений, в которых явно прослеживается параллель между Чудотворцем и Санта-Клаусом. Делается вывод о том, что образ Николая Угодника является воплощением народной мечты о совершенном человеке, милостивом заступнике, олицетворением не мирской, но надмирной, вневременной власти, и в этом смысле его с полным основанием можно назвать элитарным. Рассмотренные компоненты культа мирликийского святителя в России демонстрируют, с одной стороны, его безусловную устойчивость, с другой – лабильность, способность органично развиваться под воздействием социально-экономических, политических, культурных факторов.

https://doi.org/10.46539/elit.v1i2.18
pdf

Литература

Anrich, G. (1913). Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaus in der griechischen Kirche. Texte und Untersuchungen (Bd. 1–2). Leipzig. (In German).

Baiburin, A. K., & Chistov, K. V. (Ред.). (1979). Issues of Slavic Ethnography: To the 100th Anniversary of D.K. Zelenin. Leningrad: Science, Leningrad Branch. (In Russian)

Barag, L. G., Berezovsky, I. P., Kabashnikov, K. P., & Novikov, N. V. (1979). A Comparative Index of Plots: East Slavic Tales. Leningrad: Science. Leningrad Branch. (In Russian)

Barsov, E. V. (1872). Lamentations of the Northern Region. (Volume I. Funeral, Gravestone and Gravestone Lamentations). Moscow: Society of Friends of Russian Literature. (In Russian)

Barsov, E. V. (1882). Lamentations of the Northern Region. (Vol. II. Lamentations of the Conquered, Recruits and Soldiers). Moscow: Society of Friends of Russian Literature. (In Russian)

Belova, O. V. (2004). Николай. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavic Antiquities: An Ethnolinguistic Dictionary. Volume 3 (pp. 398–401). Moscow: International Relations. (In Russian)

Borisova, O. (2016, December 20). How St. Nicholas the Wonderworker helped the people of Astrakhan. Volga. (In Russian)

Derzhavin, A. M. (2008). Joy to the Faithful Hearts: The Readings of the Metropolitan Demetrius of Rostov as a Church-Historical and Literary Monument, (Vol. 2). Moscow: IHTIOS. (In Russian)

Efimenko, P. S. (1878). Materials on the Ethnography of the Russian Population of Arkhangelsk Province. Proceedings of the Society of Lovers of Natural History, Anthropology, and Ethnography at the Imperial Moscow University, (30), 5. (In Russian)

Evgenyeva, A. P., & Putilov, B. N. (1977). Ancient Russian Poems Collected by Kirshey Danilov. Moscow: Science. (In Russian)

Fedotov, G. P. (1935). Ecclesiastical poems (Russian folk faith by ecclesiastical poems). Paris: YMCA-press. (In Russian)

Gorodentsev, G. (n.d.). Icon of Nicholas the Wonderworker: Description, meaning, help. Retrieved from Orthodox Online Encyclopedia website: https://yandex.ru/turbo/pravoslavie.wiki/s/molitva-svt-nikolaju-o-rabote.html (In Russian)

Ivashneva, L. L. (2016a). Nicholas the Wonderworker Legends of the Lower Volga Region: On the Problem of Intergenre Influences in Folklore Prose. Bulletin of Dagestan State University. Series 2: The Humanities, 31(1), 63–68. (In Russian)

Ivashneva, L. L. (2016b). The image of Nicholas the Wonderworker-organizer of the world around. Humanitarian Studies, (3), 56–60. (In Russian)

Krylov, A. O. (2017). Understanding of Holiness in the Works of St. Demetrius of Rostov: Some Observations. Christian reading, (5), 51–60. (In Russian)

Lassan, E. (2015). Cultural Thinking Scripts and Internet Etiquette Genres (on Internet greetings in four cultures). Communication Studies, (4), 22–40. (In Russian)

Likhachev, D. S. (1987a). Selected Works in Three Volumes: The Development of Russian Literature of the 10th-17th Centuries. Poetics of Old Russian Literature (Vol. 1). Leningrad: Art literature. Leningrad branch. (In Russian)

Likhachev, D. S. (1987b). Dictionary of Scribes and Scribes of Ancient Rus'. (Volume 1: XI - first half of the XIV century) (Vol. 1). Leningrad: Science. Leningrad Branch.. (In Russian)

Loorits, O. (1954). Der heilige Kassian und die Schaltjahrlegende. Helsinki: Folklore Fellows Communications, 63(149).

Loseva, N. (2014, December 28). In the footsteps of the destroyed temples of Astrakhan: The Fate of the First Floating Church. Moscow Komsomolets. Astrakhan. (In Russian)

Markov, A. V., Maslov, A. L., & Bogoslovsky, B. A. (1911). Materials collected in the Arkhangelsk Province in the summer of 1901. (Part II: The Tersky Coast of the White Sea). In Proceedings of the Musical and Ethnographic Commission of the Ethnographic Department of the Imperial Society of Lovers of Natural History, Anthropology, and Ethnography. Moscow: Proceedings of the Society of Friends of Natural History, Anthropology, and Ethnography at the Imperial Moscow University. (In Russian)

Melnikov, P. I. (1909). Complete Works, (Volume II). St. Petersburg: The A.F. Marx Partnership. (In Russian)

Mineeva, S. V. (1999). Problems of Complex Analysis of the Old Russian Hagiographic Text (by the Example of the Life of St. Zosima and St. Savvatiy Solovetsky). Kurgan: Publishing house of KSU. (In Russian)

Ovchinnikov, A. (1971). Painting the ancient Pskov XIII-XVI centuries. Moscow: Publication of the Main Directorate of Goznak. (In Russian)

Petrov, N. I. (2015). Veneration of St. Nicholas the Wonderworker in Russia in the context of the Borisoglebsk cult. In Ancient Russia: In Time, in Persons, in Ideas. Palaiorwsia: Encronw, enproswpw, eneidei. Almanac. (Volume 3: Proceedings of the scientific conference "Equal Apostolic Prince Vladimir and the Formation of Russian Civilization") (pp. 111–132). St. Petersburg: Contrast Ltd. (In Russian)

Pogozhev, E. N. (1991). The Russian Church and Russian ascetics of the 18th century. Sergiev Posad: Holy Trinity Sergius Lavra. (In Russian)

Pospelov, A. (2013). Modern Miracles of Saint Nicholas: Stories from the Editorial Mail. Orthodoxy.Ru. Извлечено от https://pravoslavie.ru/61692.html (In Russian)

Pryzhov, I. G. (1934). Essays, articles, letters. Moscow; Leningrad: Academia. (In Russian)

Romanov, E. P. (1887). Belarusian Compendium. (Volume 7: Belarusian Folk Melodies. Songs seasonal, ritual, game, dances, spiritual poems). Vitebsk: Typo-lit. G.A. Malkin.. (In Russian)

Rostovsky, D. (2004). Hagiographies of the Saints in Russian, set out according to the manual of the Chet'y-Minaia. (IV, month of December), (pp. 174–212). Kiev: Holy Assumption Kiev-Pechersk Lavra. (In Russian)

Rybnikov, P. N. (1910). Songs. (Volume 3). Moscow: School Employee. (In Russian)

Shane, P. V. (1898). Velikoruse in their songs, rituals, customs, beliefs, tales, legends, etc. (Volume I). St. Petersburg: Printing Office of the Imperial Academy of Sciences. (In Russian)

Smirnov, M. I. (1927). Cult and peasant economy in the Pereslavl-Zalessky uyezd. According to ethnographic observations. In Proceedings of the Pereslavl-Zalessky Historical and Artistic and Local Lore Museum, (Volume I: Old Life and Economy of the Pereslavl Village). Pereslavl-Zalessky: State Printing House No 12. (In Russian)

Solovyova, T. N. (2018). Traditions of the Vita of the Venerable in the Genre Variety of the Vita of the Saint (translated texts of Byzantine hagiography). Bulletin of Slavic Cultures, (50), 103–118. (In Russian)

St. Nicholas Day statutes. (n.d.). Retrieved from Get funny: Anecdotes, jokes, pictures, poems, etc. website: https://pricoliska.ru/statusy-pro-den-svyatogo-nikolaya/ (In Russian)

Starodumov, I. V. (2010). Byzantine and Old Russian Miracles of St. Nicholas of Myra (on the interaction of the two cultural traditions). In Philological and Linguistic Aspects of Intercultural Communication: Collection of Scientific Works (pp. 134–144). Kurgan: Kurgan State University Press. (In Russian)

Sukhoterina, T. P. (2007). "Congratulations" as a hyper-genre of natural written Russian speech (PhD Thesis). Barnaul State Pedagogical University, Barnaul. (In Russian)

The Great Menagerie on the Fourth. December, days 6-17. (1904). Moscow. (In Russian)

Thomson, F. J. (2014). St Demetrius Tuptalo and His Liber Vitarum Sanctorum. Analecta Bollandiana, 132(2), 306–421. doi: 10.1484/J.ABOL.5.103754.

Uspensky, B. A. (1982). Philological Investigations in the Field of Slavic Antiquities (Relics of Paganism in the East Slavic Cult of Saint Nicholas of Myra). Moscow: Moscow University Press. (In Russian)

Vinogradov, A. Yu. (2010). The Greek Hagiographic Tradition of Saint Nicholas. Problems and Prospects. In А. V. Bugaevsky (Ред.), The Good Helmsman: The Veneration of Saint Nicholas in the Christian World. Collection of articles (pp. 96–103). Moscow: Skynia. (In Russian)

Wishes on St. Nicholas Day. (n.d.). Retrieved from The Prickly Man website: https://prikolnik.com/den-svjatogo-nikolaja-2 (In Russian)

Yermolin, E. A. (2015). Mental tract: The Cult of Nicholas of Myra in Russia. Verkhnevolzhsky Philological Bulletin, (3), 138–143. (In Russian)

Zelenin, D. K. (1915). Description of Manuscripts of the Scientific Archive of the Imperial Russian Geographical Society, (Volume II). Petrograd: Publication of the Imperial Russian Geographical Society. (In Russian)

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.