Элитологические конструкты в цикле Н.В. Гоголя «Миргород»
pdf

Ключевые слова

Н.В. Гоголь
«Миргород»
элитарность
иерархичность
социальная стратификация
сословие
патриархальность
монархизм
православие
цикл

Как цитировать

Zavyalova, E. (2023). Элитологические конструкты в цикле Н.В. Гоголя «Миргород». Вопросы элитологии, 4(2), 86-104. https://doi.org/10.46539/elit.v4i2.152

Аннотация

Целью исследования стало последовательное выявление элитологических конструктов в сборнике Н.В. Гоголя «Миргород». Научная новизна заключается в доказательстве наличия в цикле важного, ранее не отмеченного элемента, скрепляющего части воедино, – мотивного комплекса «элитарность». Определено, что писатель имел предрасположенность оценивать сущее в иерархической системе координат, был убеждён в субординационном принципе построения мира. Приводятся примеры, свидетельствующие об укоренённости в сознании писателя радикального разграничения – исходя из происхождения. Делается вывод, что в «Миргороде» отчётливо проявляются представления Н.В. Гоголя о преимуществах рождения – Богом предопределённого. Тут особенно важными становятся: 1) социальный статус: даже короли-противники в цикле действуют разумнее, чем свои «государственные магнаты», приобретшие состояние путём стяжательства; «породистость» аристократии представлена писателем на разных уровнях: в портретах, манере поведения, нравственных ориентирах, конкретных поступках; 2) нация: автор достаточно явно выказывает свои симпатии и антипатии, он убеждён в фатальном воздействии базовых этнических характеристик на характеры представителей конкретных общностей; 3) возраст: здесь выводы Н.В. Гоголя распространяются не только на преимущества умудрённых временем в социумах, но и на глобальную оценку Российского государства, его поколений в исторической перспективе. Соответственно выстраивается последовательность повестей в цикле: «Старосветские помещики» – идеальные вневременные, но кровные, в прямом смысле, преимущества. «Тарас Бульба» – показательный пример воспевания достойного далёкого прошлого – с отчётливым структурированием общества, выявляющим себя в тревожное время, и демонстрацией очевидных преимуществ знати. «Вий» – тот же вариант, но в почти мирной ситуации. «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – констатация девальвации всех обозначенных ценностей: высокого статуса, любимой писателем нации, почтенного возраста.

https://doi.org/10.46539/elit.v4i2.152
pdf

Литература

Agaeva, I. I. (1971). The Correlation of Subjective and objective in N.V. Gogol's "Evenings on a Farm near Dikanka" and "Mirgorod" [Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences]. (In Russian).

Aliev, R. T., & Yakushenkova, O. S. (2022). Comparative analysis of the transformation of the image of Alien: 2018-2022 Galactica Media: Journal of Media Studies, 4(4), 47-62. https://doi.org/10.46539/gmd.v4i4.347 (In Russian).

Ashin, G. K. (2009). Elitology in the system of social sciences. Vestnik MGIMO-University, 6, 27-37. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-27-37 (In Russian).

Baskakov, N. A. (1979). Russian surnames of Turkic origin. Nauka (In Russian).

Beryoza, A. B. (2021). Iconographic image in the early work of N. V. Gogol. Ratio Et Natura, 1 (3) (In Russian).

Besprozvzanny, V. G. (2010). "Mirgorod" by N. V. Gogol: The cycle as a text. In N. Mazur (Ed.), Permyakov's collection: Vol. 2 (pp. 308-325). New Publishing House (In Russian).

Esaulov, I. A. (1995). The spectrum of adequacy in the interpretation of a literary work: Gogol's "Mirgorod". Russian State University for the Humanities (In Russian).

Fedotov, G. P. (1952). Novy grad: A collection of articles (Y. P. Ivask, Ed.). Chekhov Publishing House. (In Russian).

Gogol, N. V. (1937). Collected Works: Vol. 2. Mirgorod (V. V. Gippius, Ed.). Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR (In Russian).

Gukovsky, G. A. (1959). Gogol's realism. Goslitizdat (In Russian).

Gus, M. S. (1981). Zhivaya Rossiya i "Mertvyye dushi" [Living Russia and "Dead Souls"]. Soviet Writer (In Russian).

Ivanitsky, A. I. (2000). Gogol. Morphology of land and power: To the question of the cultural and historical foundations of the subconscious. Russian State University for the Humanities (In Russian).

Karandashova, O. S. (2000). The Artistic Space of N.V. Gogol's "Ukrainian" Collections ("Evenings on a Farm near Dikanka", "Mirgorod"). [Candidate of Philological Sciences]. Tver State University (In Russian).

Kartashova, I. V. (1975). Gogol and Romanticism: A special course. Kalinin State University (In Russian).

Khatkova, I. N. (2022). N.V. Gogol's collection "Mirgorod" as an artistic whole. SCIENCE, SOCIETY, TECHNOLOGIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF INTERACTION IN THE MODERN WORLD Collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference., 175-180. (In Russian).

Khomuk, N. V. (2007). "Mirgorod" by N.V. Gogol: To the problem of artistic ontology. National Research Tomsk State University. (In Russian).

Kovalyov, G. F. (2011). Autobiography of onomastics of N.V. Gogol. Zapiski z onomastika, 14, 97-99 (In Russian).

Mann, Y. V. (1978). Gogol's poetics. Khudozhestvennaya literatura (In Russian).

Mashinsky, S. I. (1979). Gogol's artistic world. Enlightenment (In Russian).

Medvedev, A. F. (1993). Poetics of cyclization in the works of N.V. Gogol ("Evenings on a Farm near Dikanka", "Mirgorod") [Dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences]. (In Russian).

Morozova, T. G. (1954). Development of realism in the work of N.V. Gogol of the first half of the 30s. In. V. Golub-kova & A. N. Dubovikova (Eds.), Gogol in school: Collection of articles (pp. 200-225). Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. (In Russian).

Motorin, A. V. (1988). Artistic embodiment of the theme of political power in the works of N.V. Gogol. Philological Sciences, 4, 13-16. (In Russian).

Osadchaya, L. A. (2003). The rhetorical nature of artistic discourse in N. V. Gogol's novels: "Mirgorod", "Petersburg Stories" (p. 179) [Candidate of Philological Sciences]. (In Russian).

Pospelov, G. N. (1953). Creativity of N.V. Gogol. State educational and pedagogical publishing house of the Ministry of Education of the RSFSR. (In Russian).

Rousseau, J.-J. (1981). Emile, or On Education. Book IV. IN G. N. Jibladze (Ed.), Pedagogical writings: In 2 vols (Vol. 1, pp. 376-377). Pedagogy. (In Russian).

Rozanov, V. V. (2008). From "Solitary" and "The Fallen Leaves". In S. G. Bocharov (Ed.), Gogol in Russian criticism: An anthology (pp. 304-313). EL Fortuna. (In Russian).

Ryupina, S. V. (2005). Motives of power in the prose of N.V. Gogol [Dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences]. N.G. Chernyshevsky Saratov State University. (In Russian).

Stepanov, N. L. (1959). N.V. Gogol. Creative way. Goslitizdat (In Russian).

Terz, A. (2003). In the shadow of Gogol. Agraf (In Russian).

Ushakov, D. N. (Ed.). (1940). The explanatory dictionary of the Russian language: In 4 vols (Vol. 4). Soviet Encyclopedia. (In Russian).

Vinogradov, I. A. (2021). N.V. Gogol and censorship. The relationship between the artist and the authorities as a key problem of Gogol's legacy. IMLI RAS. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0659-8 (In Russian).

Virolainen, M. N. (1977). To the question of Gogol's aesthetics (1830-1836). Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 23(5), 361-374. (In Russian).

Voropaev, V. A. (2020). Gogol as a political thinker. Russian literature and national statehood of the XVIII-XIX cc. RUSSIAN LITERATURE AND NATIONAL STATEHOOD OF THE XVIII-XIX CC. TESTS OF REPORTS OF INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE TO THE 500th Anniversary of Moscow Novodevichy Convent and the 300th Anniversary of the Proclamation of the Russian Empire. Moscow, 2020 Publisher: Gorky Institute of World Literature. A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences (Moscow), 31-33. (In Russian).

Zaretsky, V. A. (1978). On the lyrical plot of N. V. Gogol's "Mirgorod". In Voprosy plotosplozhenie. (Vol. 5, pp. 29-41). Zvaigzne (In Russian).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.